О проекте. Как помочь государству и НКО идти к одним целям.

Всё больше людей подключается к работе некоммерческих организаций, растёт вовлечённость НКО в сферу социальных услуг, в том числе совместно с государством. По оценкам чиновников высокого ранга только в рамках федерального закона о социальном обслуживании граждан доля социально ориентированных НКО в системе соцобслуживания к 2018 году может составить 10%.

Многие из НКО отличаются знанием практики и имеют опыт решения конкретных проблем, но при этом они слабо представляют себе, как результаты их проектов повлияют на состояние общества в целом. Без должного системного осмысления последствий таких проектов, часть из них не повлекут за собой реальных позитивных изменений общества, но отвлекут на себя денежные и человеческие ресурсы. В крайних случаях реализация некоторых проектов может иметь негативные последствия, если рассматривать их в контексте влияния на состояние общества и реализацию государственной политики.

В то же время, если учитывать стратегические задачи на стадии проектирования, можно добиться выполнения всех практических задач, не упустив при этом интересы общества и государства.
Уровень подготовки проектов НКО постоянно растёт, но его не всегда достаточно для полноценного и комплексного учёта стратегических задач развития общества и учёта интересов государства. Для этого нужны специально подготовленные кадры в НКО. Сегодня считается нормальным явлением, когда некоммерческие организации обращаются за профессиональной консультацией к юристам, специалистам по налогам или бухгалтерскому учёту; для создания сайта НКО привлекают сторонних программистов и дизайнеров; чтобы научиться собирать пожертвования и искать спонсоров прибегают к помощи консультантов и экспертов. В отрасли социального проектирования появляются игроки, которые оказывают услуги в узком сегменте проектирования, как-то проектирование рисков, проектирование PR кампаний, сопровождение НКО в части включения в Реестр поставщиков социальных услуг и т.п. Современным некоммерческим организациям нужен доступ к таким специалистам, которые могут компетентно проанализировать проект и дать рекомендации, как синхронизировать задачи проекта, планы государства по стратегическому развитию и потребности общества, чтобы достигать эффективных результатов и обеспечивать позитивное развитие общества и социальных институтов. Такие консультации позволят сделать проекты максимально полезными для общества, сохраняя их практическую ценность.

Запрос на подобную службу был выявлен в процессе экспертной и преподавательской деятельности участников проекта. Члены команды проекта имели возможность работать над стратегическими документами, такими как проекты государственной семейной политики, концепции молодёжной политики, проектами закона о социальном обслуживании населения и другими нормативно-правовыми актами. В то же самое время наши эксперты принимали участие в подготовке или оценке различных проектов для социально-ориентированных НКО. Видя очевидную разницу между тем, что вкладывали в эти документы составители, и то, как понимают и реализовывают эти идеи на местах, родилась идея создания такой службы.

Во время обучающих семинаров и индивидуальных бесед представители НКО проявляли интерес к такой экспертизе, однако заявляли, что ранее они не видели необходимости согласовывать свои проекты со стратегическими задачами государства и общества. Чаще всего участники НКО считали, что сам факт того, что они выполняют какую-то работу, уже приносит пользу обществу, однако в процессе дальнейшего обсуждения многие признавали актуальность стратегической экспертизы. Также звучало мнение, что на сегодня у некоммерческих организаций нет стимула изучать и применять положения из государственных стратегических документов. Считается, что достаточно формального соответствия темы проекта заявленному направлению гранта или субсидии. Например, формы заявок для получения грантов и субсидий не подразумевают заполнения полей такого характера: «Как реализация вашего проекта повлияет на развитие общества?» или «Какие элементы концепции семейной политики РФ до 2025 года задействованы в вашем проекте?».

Учитывая всё возрастающее влияние НКО в обществе и растущую долю некоммерческого сектора в выполнении государственных услуг, видится актуальным и своевременным закрепление традиции комплексной оценки влияния социальных проектов на развитие общества и государства.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.